Делая портретную фотографию, обратите внимание на то, в каком направлении смотрят люди. Это кажется довольно тривиальным и не требует объяснений, но сколько раз вы либо не знали, куда смотреть, позируя для фото, либо пытались сделать «идеальное» фото, но все равно что-то было не так? Должна ли «модель» смотреть прямо в камеру, а может быть, над ней, рядом с ней? Говоря о портретной фотографии, можно выделить 3 типа зрительного контакта, каждый из которых должен соответствовать ситуации.
1. Прямой зрительный контакт. Если «модель» смотрит прямо в камеру, создается определенная связь между фотографируемым человеком и человеком, просматривающим изображение. Эти отношения очень эмоциональны — взгляд может быть соблазнительным, злым или даже испуганным. По этим причинам лучше всего при фотографировании почувствовать эмоции объекта съемки. Использование такого зрительного контакта создает иллюзию того, что мы принимаем участие в сцене, происходящей на фотографии — примером может быть фотография испуганного ребенка, когда мы видим его, мы хотим сказать: «Не бойся, я тебе помогу!». При прямом зрительном контакте очевидно, что объект знает, что его фотографируют, и позирует, выходя более или менее естественно.
2. Зрительный контакт между двумя «моделями». В отличие от прямого зрительного контакта, фотографирование двух людей, смотрящих друг на друга, — отличная возможность показать их отношения. Получатель фотографии становится наблюдателем и больше не «участвует» в фотографии. Такая процедура часто используется, чтобы показать любовные отношения между двумя людьми, но ее также можно использовать, чтобы показать ненависть, гнев или страх. Такой способ съемки дает возможность передать эмоции и создать неповторимую атмосферу. Зрительный контакт между «моделями» не обязательно должен быть только между двумя людьми, это может быть, например, особая связь между ребенком и собакой.
3. Отсутствие зрительного контакта. Последний тип зрительного контакта — это его отсутствие. Объект не смотрит в камеру или какой-либо объект поблизости. Здесь получатель фотографии снова становится наблюдателем и пытается прочувствовать чувства фотографируемого человека и даже быть с ним в данный момент. Такие фотографии создают удивительную, интимную атмосферу. Поскольку человек не смотрит в камеру, это привносит в фотографию элемент таинственности. Мы никогда не сможем сказать, на что смотрел сфотографированный человек. Единственным исключением из правила может быть фотография, на которой вы можете увидеть интересующий объект в отражении.